Депутаты предложили вернуть обязательную инвентаризацию недвижимости. Согласно законопроекту, БТИ получат возможность проводить обязательные проверки. За счет этого удастся выявлять незаконные перепланировки, а также определить, насколько площадь квартир отличается от заявленной. Кроме того, по итогам проверок может пересматриваться налогооблагаемая база и программа капремонта жилья.
При этом, как пояснил один из авторов проекта, депутат Александр Сидякин «Газете.Ru», кадастр оценивает только площадь земельного участка, сведения же о внутренней планировке, площадях и техническом состоянии построек сейчас уже устарели.
«В 2008 году функции технического учета у БТИ отобрали.
Так как система упразднена, появилось много коммерческих организаций, которые выдают любые cправки. Но, поскольку у них нет архивов, совершенно непонятно, какие отклонения, насколько законна перепланировка.
Потом с ними всегда можно договориться. В результате фактически нельзя системно бороться с перепланировками», — сетует Сидякин. Любые самовольные изменения объекта капитального строительства опасны тем, что могут нарушить права и интересы других лиц, могут создать угрозу жизни и здоровью соседей, отмечает Мария Пономарева, старший юрист адвокатского бюро А2. По ее словам, за незаконную перепланировку законом предусмотрена следующая ответственность (ст. 7.21 КоАП РФ; ч. 3, 5 ст. 29 ЖК РФ): собственник может заплатить административный штраф от 1000 до 1500 руб. при перепланировке жилых домов или помещений и от 2000 до 2500 руб. при перепланировке жилых помещений в многоквартирных домах. Кроме того, собственник обязан восстановить жилое помещение в прежнем состоянии. Если эти требования не будут выполнены, собственник может утратить права собственности на жилое помещение или получить расторжение договора в случае социального найма жилья.
За счет неучтенных пристроек площадь значительно увеличивается, но за дополнительные метры налоги не собираются. «Множество одноэтажных домов, уже фактически двух- и трехэтажные, а кадастровые инженеры ставят по проекту как одноэтажные. То есть занизили налогооблагаемую базу в два раза», — приводит пример Лена Хамзина, директор БТИ Республики Татарстан.
Также за счет обмеров новостроек будет определена реальная площадь квартир, которая, как правило, заметно отличается от той, которая заявлена в проекте и оплачивается при покупке. «В некоторых случаях люди получают квартиру большей площади и вынуждены доплатить, в некоторых случаях, наоборот, получают компенсацию за уменьшение площади. В связи с этим возникает много конфликтных ситуаций, поскольку речь идет о жилье», — признает Максим Морозов, управляющий партнер M9 development.
«Бывает, что дома вводятся в эксплуатацию без натурных обмеров, потом их ставят на кадастровый учет и регистрируют в Росреестре. Но инвесторы, имея на руках документы, не подозревают, что за время строительства кое-что могло существенно измениться —
«ужатие» реальной площади может доходить до десятой части проекта.
«Плавающие» метры связаны с объективными причинами — это не злой умысел застройщика, а результат технологических особенностей строительных работ, вполне добросовестных. Например, нередки отклонения фактической площади от проектной при возведении монолитных стен, это просто специфика строительства», — добавляет генеральный директор ГБУ «МосгорБТИ» Денис Суслов.
Предполагается, что БТИ войдут в экспертные советы региональных фондов капремонта, что позволит более рационально выстроить график ремонтных работ, сообщил Сидякин. Сейчас очередность определяют исходя из года постройки дома. А благодаря сведениям БТИ можно будет определить реальный износ.
«Нормативный износ и фактический — разные вещи. У одного здания подмывался фундамент, у другого были идеальные условия. Просто по году постройки определять очередность неразумно, это общая температура по больнице. Есть общие тенденции в износе коммуникаций, но состояния фундамента, кровли, дверей зависят от того, как эксплуатируется конкретный дом. Имея полную информацию о состоянии дома, можно определить перечень работ, которые ему необходимы», — объясняет Лена Хамзина.
Как отмечают эксперты, сейчас часть площадей переведена в нежилое состояние и фактически выпала из правового поля.
«Нет актуальной информации по местам общего пользования. Зачастую они переведены в нежилой фонд и используются как магазины и офисы. Эти метры из учета уплыли, за них деньги в фонд капремонта не вносятся. Поэтому возникает недобор. Инвентаризация поможет вернуть эти деньги», — говорит директор БТИ Татарстана.
По материалам: http://www.gazeta.ru