Интересно, что издавна главные архитекторы были приезжими: кто-то ехал Москвы, кто-то - из Италии, кто-то - из Франции. И если вначале этот факт прибавлял веса кандидатуре архитектора, то сегодня явно считался бы минусом.
ИЗДАВНА ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ БЫЛИ ПРИЕЗЖИМИ: КТО-ТО ЕХАЛ МОСКВЫ, КТО-ТО - ИЗ ИТАЛИИ, КТО-ТО - ИЗ ФРАНЦИИ.
Раньше отец и сын трудились на объектах сообща - и это приветствовалось. Сегодня, пройдя через эпоху рафинированного подхода, отрицающего семейственность, общество опять вернулось к тому, что передача профессии от отца к сыну оценивается не всегда плохо.
Интриги - это то, от чего петербургское общество никогда не отказывалось. Специалист выехал по делам службы за границу, а в это время ему нашли замену. Или вот метод показать свою нелюбовь рублем - тоже не новый, но до сих пор широко применяемый. А уж забыть все хорошее, что было сделано, - это для нас почти норма. Кто помнит имя архитектора, который достроил СКК? А ведь за 15 лет у многих уже атрофировалась надежда увидеть спорткомплекс выше нулевой отметки. Да что там отдельно стоящий СКК! Петербуржцы забыли того, кто создал главные архитектурные доминанты того, что ныне называется историческим центром города.
Любопытно также и сравнение временных отрезков, которые отпускала власть своим зодчим. Кто-то мог творить десятилетиями, а кому-то отвели всего полтора года.
Родился в 1961 года в Северодвинске Архангельской области. В 1985 году окончил архитектурный факультет Горьковского инженерно-строительного института имени В. П. Чкалова, в 2004 - Нижегородскую правовую академию по специальности «Юриспруденция».
До 1996 года работал в проектных институтах Минобороны, речного транспорта, в проектно-строительном предприятии. С 1996 по 2002 год трудился в главном управлении архитектуры и градостроительства администрации Нижнего Новгорода. В 2002 - 2005 годах был заместителем главы администрации города, начальником главного управления архитектуры и градостроительства, главным архитектором Нижнего Новгорода, председателем координационного и градостроительного советов города.
В 2004-2011 годы - доцент кафедры архитектурного проектирования Нижегородского архитектурного университета (ННГАСУ), председатель государственной экзаменационной комиссии.
С апреля 2011 по сентябрь 2012-го - первый заместитель председателя комитета по архитектуре и градостроительству Москвы.
16 апреля 2013 года занял должность председателя комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, с 1 мая 2013-го - главный архитектор города.
Член Союза архитекторов РФ с 1991 года, а с 1996-го - член правления Союза архитекторов РФ. Заслуженный архитектор России (2010).
Олег Рыбин войдет в историю как чиновник, фактически разморозивший строительство в центре города, которое, напомним, не велось с 2011 года. При нем началась разработка нового Генплана до 2035 года. Работу над ним планируют завершить в течение ближайших двух лет.
Родился 28 сентября 1949 года в Калинине. В 1972-м окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. С 1972-й по 1975 год работал в ГПИ «Ленпромстройпроекте» в должности архитектора, а затем - старшего архитектора. С 1975-го по 1977-й работал в должности старшего архитектора в Ленинградском государственном проектном институте. С 1977-го по 1990-й исполнял обязанности руководителя группы № 19, а затем главного архитектора проектов мастерской Института «ЛенНИИпроекта».
В 2002 году получил звание «Заслуженный архитектор РФ».
Принимал участие в разработке проекта многофункционального комплекса «Балтийская жемчужина» (2006 - 2007 годы). Является автором памятника военным медикам на улице Боткинской (1996 год).
Автор дома на Боткинской, 15, ЖК на Дунайском проспекте, 31, корпус 1, здания гостиницы «Ибис» (Лиговский проспект, 54), жилого комплекса «Ван-Вителли», 10-я линия В.О. 17г, жилого дома на набережной Мойки, 49.
Родился 14 марта 1955 года в Ленинграде. После окончания архитектурного факультета Ленинградского инженерно-строительного института в 1978 году начал профессиональную деятельность. С 1978 по 1989 годы работал в должности архитектора и старшего архитектора во Всесоюзном научно-исследовательском проектном институте комплексной энергетической технологии, где осуществлял проектирование зданий общественного и жилого назначения. По его проектам (в составе авторских коллективов) построены жилые и промышленные здания в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
В комитете по градостроительству и архитектуре Викторов начал работать в 1989 году в должности районного архитектора Петроградского района, а затем в должности руководителя отдела комплексного развития центральной планировочной зоны.
В этот период он занимался разработкой и формированием адресных программ размещения объектов жилищного и культурно-бытового строительства, развитием объектов гостиничной инфраструктуры, строительством и реконструкцией спортивных сооружений к Играм доброй воли в 1996 году. Участвовал в градостроительных преобразованиях центральных районов Санкт-Петербурга. Викторов принимал непосредственное участие в разработке и подготовке административно-правовых и нормативных актов администрации Санкт-Петербурга: «Правил застройки Ленинграда» (1989), «Порядка предоставления объектов недвижимости и имущественных прав на них на инвестиционных условиях» (1994), «Регламента подготовки и согласования инвестиционно-тендерной документации для предоставления объектов недвижимости и имущественных прав на них на инвестиционных условиях» (1997), «Справочного пособия застройщика в Санкт-Петербурге» (2000).
В числе собственных архитектурных проектов - индивидуальное строительство в Ленинградской области, часовня в Свято-Иоанновском монастыре на набережной Карповки и торговый комплекс около универмага «Нарвский».
Свое отношение к архитектуре выразил так: «Я не люблю жесткую архитектуру, нарисованную по линейке. Она тупа и однообразна. Достаточно взглянуть один раз, чтобы потерять интерес, а архитектура не должна надоедать. Я хожу на работу на улицу Росси много лет. Каждый день прохожу по Невскому проспекту. И не надоедает, и каждый раз что-то новое видишь. А на стеклянный чемодан один раз посмотрел, а потом перепутал с другим стеклянным чемоданом. Архитектура должна быть гуманной. Чтобы можно было пройтись по улице, сесть на скамеечку, посидеть под деревцем в тени, посмотреть на красивое здание».
Родился в 1948 году. Выпускник Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (1973). С 1975 по 1988 год работал в институте «Ленпроект». С 1988-го по 1992-й занимал должность заместителя начальника главного управления архитектуры и градостроительства Ленгорисполкома.
Автор и соавтор ряда проектов зданий и сооружений, в числе которых - клиническая больница НИИ травматологии и ортопедии им. Вредена, кинотеатр «Подвиг» в Колпино, жилой комплекс «Зеленый остров» на Крестовском острове, жилой дом на Каменноостровском проспекте, 56, Ушаковская развязка и др.
Неоднократный лауреат всероссийских смотров-конкурсов «Зодчество», заслуженный архитектор России.
Растрелли Франческо Бартоломео (1738 – 1763 годы)
Франческо Бартоломео Растрелли родился в семье придворного архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли (Растрелли Флорентский) в 1700 году в Париже. После смерти короля-солнца Людовика XIV Бартоломео подписал контракт, согласно которому обязался в 1716 году отправиться с сыном и учениками в Санкт-Петербург для работы на службе у его царского величества Петра в течение 3 лет.
Юный Франческо помогал отцу проектировать Стрельнинский дворец, выполнять отделку интерьеров во дворцах Шафирова и Апраксина. В 1721 - 1727 годы Франческо Растрелли выполнял свою первую самостоятельную работу - дворец Антиоха Кантемира в стиле североевропейской архитектуры.
В 1732 году Франческо Растрелли получил поручение строить манеж между Невским проспектом и улицей Большой Морской. Одновременно с этим молодой зодчий занимался проектированием Летнего и Зимнего дворцов.
В 1738 году он стал обер-архитектором, ему было положено жалование в 1 200 рублей в год и служебная квартира в бывшем Зимнем дворце.
При взошедшей на престол в 1742 году Елизавете Петровне сначала попал в опалу, ему задерживали выплату жалования, лишили графского титула и должности, а главное - не давали строить. Но архитектор не отчаивался, понимая, что никто, кроме него, соответствовать пристрастию новой императрицы и ее двора к изысканности и роскоши не сможет. Вскоре императрица поручила ему закончить строительство Летнего дворца, начатого им для Анны Леопольдовны, затем, в 1744 году, начатое Земцовым строительство в Аничковом дворце, продолженном после него не угодившим вкусу императрицы Дмитриевым.
В том же году, после смерти Бартоломео Растрелли, Франческо посчитал своим долгом окончить создание начатой отцом конной статуи Петра I. В 1746 году Елизавета Петровна решила расширить Петергофский дворец и поручила работы в Петергофе Растрелли. Архитектор создал проекты перестройки, окончательный вариант которой был утвержден 23 января 1749 года, и на протяжении 3 лет руководил этим строительством.
В последующие годы им были созданы такие шедевры, как дворец Воронцова (1749 - 1752), Строгановский дворец (1753 - 1754), Екатерининский дворец, перестройка (1752 - 1757), павильон «Эрмитаж» (1748 - 1752), грот в Царском Селе (1755 - 1762, город Пушкин), дворец в Ропше. Самые известные работы Растрелли тех лет - это ансамбль Смольного монастыря (1748 - 1757) и Зимний дворец (1754 - 1762) с его знаменитой Иорданской лестницей.
В 1758 году по проекту Растрелли началось строительство Гостиного двора, но вскоре из-за недовольства купцов, посчитавших его проект слишком дорогим, строительство было приостановлено. Мода на роскошь проходила - и заказов у Растрелли становилось все меньше.
10 августа 1762 года Екатерина II на год отправила обер-архитектора в отпуск в Италию - для лечения. Там Растрелли пытался найти новых заказчиков, одновременно с этим он узнал, что архитектору Валлен-Деламоту поручено переделать для новой императрицы внутренние покои Зимнего. 24 октября 1763 года высочайшим указом архитектор был уволен с назначением 1 000 рублей пенсиона в год. В 1764 году Растрелли с семьей покинул Петербург.
Росси Карл Иванович (1816 – 1832 годы)
Карл Иванович Росси родился в Италии в 1775 году - в семье дворянина и известной балерины. Отчима пригласили работать в Россию, когда Карлу было 12 лет. В Петербурге он стал учеником архитектора В. Бренна. Для продолжения образования его отправили в Италию.
После возвращения Росси работал в Москве, Твери, в Петербург вернулся зрелым мастером, но признание заслужил не сразу.
Первой большой работой стала реконструкция Аничкова дворца и вместе с нею - перепланировка части центра города. Дебют был блестящим, и в 1816 году его назначили придворным архитектором. Первым проектом в этом звании был Елагинский дворец, он был полностью, вплоть до узоров обивки и мебели во внутреннем интерьере, переделан по рисункам Росси.
В 1819 - 1823 годах для брата императора был построен Михайловский дворец, неблагоустроенный участок Росси превратил в великолепный ансамбль. Оформление Дворцовой площади в 1820 году - одна из самых важных его работ. Площадь стала целостной, теперь рядом с дворцом соседствовали не дома вельмож, а правительственные учреждения, при этом сохранилось главенствующее значение Зимнего дворца. Последней блестящей работой Росси был Александринский театр, построенный в 1832 году, где он перепланировал целый район, упорядочил движение, превратив здание театра в ориентир для новых магистралей.
Но этот успех не принес благодарности от двора. Интриги недоброжелателей и сложные отношения с Николаем I вынудили Росси в 1832 году подать в отставку. Творчество оборвалось в самом зените славы, привыкший создавать дворцы, архитектор уже не мог работать с частными заказами. Росси мыслил масштабно, старался не только решать в своих работах художественные задачи, но и развивать инфраструктуру города, для этого иногда приходилось создавать новые кварталы. Он был великолепным декоратором, талант украшать интерьеры распространялся и на фасады возводимых зданий. Это особенно заметно в последних работах - зданиях Сената, Синода, Главного штаба, которые стали образцом синтеза искусства и архитектуры.
Росси умер в полном забвении в 1848 году, оставив после себя неповторимый облик центра Петербурга, которым восхищаются потомки.
СКК им. Ленина, открытый в 1980 году, разработали российские специалисты - представители ЛенЗНИИЭПА во главе с архитекторами Н.В. Барановым, И.М. Чайко и главным специалистом по конструкциям О.А. Курбатовым. Научно-техническое общество Франции в 1988 году, к столетию возведения Эйфелевой башни в Париже, создало список величайших инженерных достижения XX века. Наряду с туннелем под Ла-Маншем, норвежской платформой для добычи нефти со дна Северного моря и транспортной эстакадой, соединившей все острова Японии, в число немногих шедевров попал и СКК им. В.И.Ленина - благодаря гигантскому пролету в 160 м, перекрытому тонкой стальной оболочкой-мембраной.
В то время главным архитектором Ленинграда был Геннадий Никанорович Булдаков, академик архитектуры, народный архитектор СССР. Он оставался на своем посту с 1970 по 1986 год. Спланировал Морской фасад города и частично Северный - въезд в город со стороны Карельского перешейка, Выборга, Финляндии. В 1970 годы именно Выборгское шоссе было основной северной трассой, и квартал на развилке Энгельса и Выборгского шоссе задумывали как экспериментальный, улучшенный. Там строилась гигантская школа с бассейном и спортивным комплексом для всех жителей микрорайона, уже тогда запланированы были гипермаркеты, небоскребы, две станции метро.
По материалам: http://ok-inform.ru